Чем компромисс отличается от решения?
В далеком 15 веке перед командованием парусного флота возникла проблема - понадобилось одеть моряков так, чтобы они стали ясно различимы на фоне белых парусов. И в то же время сделать хорошо заметными среди темных волн упавших за борт. А дешевых красок тогда было всего две - естественный белый цвет матросской робы и черный - краска растительного происхождения.
Что же получается?
Неразрешимое, на первый взгляд, противоречие. Если покрасить в черное - моряка прекрасно видно на фоне паруса, но за бортом он неразличим. Оставить белым - хорошо заметен среди волн, но сливается с парусом.
Что обычно приходит на помощь? Компромисс. Когда две стороны уступают друг другу. Ну и что получится, если белый цвет пойдет навстречу черному, а черный - белому? Правильно - серый. И несчастный матрос и в море виден не будет, да и среди парусов потеряется.
А нам-то надо соединить в одном две крайности - вот (Вы - догадались?!) моряки и придумали тельняшку. И была она с чередованием широких белых и черных полос.
И этот ход - не компромисс, а разрешение противоречия.
"Нотная грамота" для творца существует!
Творчество обычно начинается там, где есть ограничения, как в примере с тельняшкой. Но как добиться устойчивого получения добротных решений, восхищающих своей простотой?
Бедность технологий творчества привела к тому, что когда появляется человек, облегчающий процесс придумывания идей хотя бы немного - его ждет благодарность, чаще потомков, чем современников. Всем известный Алекс Осборн вошел в историю, догадавшись развести во времени генераторов и критиков. И мировую славу ему принесли не успехи его агентства, а как раз известный способ организации эффективных групповых совещаний - "мозговой штурм".
Есть Метод фокальных объектов, Морфологический анализ, еще пара десятков методов, не получивших широкой известности. Но все это - методы активизации творчества. Разновидности старого, но подчас, уже недоброго метода проб и ошибок.
Голь на выдумку хитра - у нее нет возможности делать дорого. Именно поэтому именно у нас в стране появилась теория создания недорогих решений - Теория решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера (отсидевшего за это 7 лет в сталинских застенках).
Именно он
сделал первый шаг к изучению не творца, а совершенствуемого объекта.
Так оказалось, что единственным упорядоченным банком наилучших достижений человечества был и остается патентный фонд. Анализируя его, он обнаружил, что 400 000 изобретений были сделаны с помощью всего 40 преобразований.
Они были названы приемами устранения противоречий.
С этого момента в мире наступила новая эпоха - единственный метод решения задач (Метод проб и ошибок) неохотно подвинулся, и начался мир осознанного управляемого творчества в рамках ограничений.
Вас не смущает ограниченность звуков - всего 12 (с полутонами)? А в природе их миллионы оттенков.
Так почему же, когда разговор заходит на тему творчества в рекламе, сразу говорится о непознаваемости, спонтанности, божьей искре?
В рекламе, оказалось, можно использовать 12 способов преодоления противоречий. Приемов соединения несоединимого. Дело в том, что многие из вышеупомянутых 40 приемов, группами по 2-3, свернулись до одного. И они не один раз меня выручали. В связке с приемами работы со стереотипами Игоря Викентьева, они образовали мощный инструментарий решения задач в социальной сфере - рекламе, PR, управлении.
О принципах икаэринга и о бескомпромиссных решениях.
Специфика моей работы предполагает применение навыков там, где профи оказываются в ситуации, когда, несмотря на опыт, не знают, что делать.
Икар (спец по икаэрингу) необходим со своими навыками в зоне противоречия - жесткого конфликта двух условий, когда нужно что-то изменить, но этого сделать нельзя, поскольку существуют некие ограничивающие факторы.
Фактически икар решает задачи, начиная от технических и заканчивая рекламными и пиаровскими. И беда этой специализации сегодня в том, что со стороны выглядит, будто консультант хватается за все...
Поэтому пришло время позиционировать в консалтинговом поле еще одно направление - икаэринг. Название происходит от понятия, введенного Альтшуллером - Идеальный Конечный Результат (ИКР).
Так что же такое икаэринг?
Икаэринг - это область консалтинга, оперирующая системой приемов и методов для решения задач с автоматическим снижением затрат. Иначе говоря - применяешь приемы, снижаешь затраты.
Во главе системы стоят основные принципы икаэринга...
- Принцип контринтуитивности (контрстереотипности, контрреактивности)...
Большинство правильных действий диаметрально противоположны "нормальным", "логичным", "разумным", "естественным" действиям.
Логично,
например, если Ваша рука оказалась в пасти злой собаки, попытаться ее вырвать оттуда поскорее?
Что говорят профи? Тренеры собак советуют в этом случае наоборот засунуть ее глубже в пасть. Собака сразу же разожмет челюсти.
Естественно,
если противник оскорбляет Вас - оскорблять в ответ. (Яркий пример - телеэфир Жириновский - Немцов).
Что делают профи? Вольтер, когда некий знатный вельможа выплеснул ему в лицо фужер вина, утерся салфеткой и сказал: "Это эмоции. А где же аргументы?"
Объяснимо,
что, рекламируя товар, мы из всех сил стараемся привести максимум позитивных аргументов, избегая разговора о недостатках?
Что говорят профи? Дэвид Огилви: "Я заметил, что когда торговец антиквариатом обращает мое внимание на изъяны в деталях предлагаемой мебели, он завоевывает тем самым мое доверие".
Для воплощения контринтуитивного решения необходимо справиться с возникшими подзадачами. Вторым базовым принципом икаэринга является...
- Принцип обострения противоречия или "Можно, если..."
Большинство вводимых ограничений, запретов могут быть решены (сняты) при переформулировании их в подзадачи.
Нельзя ругать товар? Можно, если ругать правильно.
Можно делать ошибки в рекламе? Можно если, в следующей рекламе заявить, что ошибка была допущена нарочно. Заметившим - приз.
Можно контролировать антирекламу, тему которой вы еще даже и предположить не можете? Можно, если применить прием "Прививка".
После решения всех задач и подзадач остается проконтролировать решения.
- Принцип отбора и добавления "энергии"...
Любое действие с объектом либо повышает, либо снижает его энергию.
Красивое решение обязательно наполняет нас энергией и желанием тотчас ею поделиться. То есть правильный ход автоматически порождает бесплатных рекламных агентов. Порой, достаточно увидеть один раз щит с прорезанным в нем силуэтом автомобиля и надписью "Угнали!", чтобы даже по прошествии нескольких лет легко вспоминать это решение.
Казалось бы, все должно быть однозначно: добавляет энергию - хорошо, отбирает - плохо. Однако профессионал умеет работать с любой "энергией". Даже если рекламный ход вызвал неожиданно негативную реакцию, он затронул внимание людей. Значит, автоматически появляется градиент энергии, который нужно обратить во благо нашему товару.
Каждое решение должно проходить проверку: страгивает ли оно энергетику объекта, выводит из равновесного состояния или нет? А в "+" или "-", по большому счету, профессионалу не важно...
И пусть кто-то спорит и кричит о несовместимости рамок и правил в среде творчества. Я твердо уверен - творчество никуда не денется, просто этаж у него поменяется. Положено начало пути - от озарения к технологии.
|